Стили / Шинуазри или псевдокитайский стиль
Шинуазри или псевдокитайский стиль

Шинуазри или псевдокитайский стиль

Драконы, пионы, хризантемы, сказочные птицы, лаковые сундуки и комоды, ширмы и бело-голубой фарфор… Главные слагаемые стиля шинуазри, возникшего в Европе XVII века, не потеряли актуальности и в наши дни.

В начале XVII века благодаря работе Ост-Индской компании в Европу стали активно импортировать вещи из Поднебесной. Расписные ширмы, лаковые буфеты на кривых ножках, шкафы с инкрустациями золотом, шелка с удивительными орнаментами и, конечно, фарфор раз и навсегда завоевали сердца европейцев. Расстраивало только одно – цены на привозные товары были страшно высоки.

Чтобы не разориться, предприимчивые европейцы стали делать популярные товары сами, подражая китайским мастерам. Именно так зародился стиль шинуазри. Слово это французское, и несложно догадаться, что основные черты явления оформились именно в Париже и окрестностях.

В это время как раз набирал силу стиль рококо с его любовью к экзотике, и причудливые китайские мотивы пришлись особенно ко двору.

Ни о какой достоверности и точности говорить не приходится, шинуазри – не настоящий Китай, а скорее европейское представление о восточной экзотике, выдумка, стилизация.

Представление это нашло свое выражение в самых разных жанрах: в декоративном орнаменте, в мебели, в архитектуре, живописи, моде.

Так на тканях рядом с китайскими пагодами вполне могли появиться обезьяны, тигры, пальмы. Вместо пасторальных сцен на французских тканях того времени можно встретить китайцев на каком-нибудь неожиданном фоне, например, рядом с индийской достопримечательностью – дворцом Великих Моголов.

Подобные вольности позволяли себе не только французы: так, на голландском или английском фарфоре драконы вполне могли сочетаться с европейскими пейзажами.

Европейские мебельщики придумывали новые фасоны мебели в китайским стиле, особенно им полюбились мотивы пагод и геометричный орнамент, будто бы сложенный из бамбука. Знаменитый английский краснодеревщик Томас Чиппендейл создал целую коллекцию такой мебели. Многие из предметов с узорчатыми спинками стали классикой мирового дизайна и переиздаются по сей день.

Jonathan Adler

В 1730−х годах французские мебельщики братья Мартен изобрели цветные лаки, похожие на те, что делали в Поднебесной. С тех пор кроме китайской классики – черного, золотого и красного – в интерьерах стали появляться предметы мебели других цветов – голубого и оливково-зелёного, выполненные в той же манере.

Несмотря на всю эту мешанину, стиль вышел ярким, изысканным и сказочным, к тому же адаптированным к европейскому вкусу.

Поскольку увлечение Китаем не сошло на нет, шинуазри вошло в историю декора, отдельные его элементы любимы и востребованы даже в XXI веке. Конечно, мотивы шинуазри используют сегодня не так безудержно, как во времена Людовика XIV, но китайский след по-прежнему можно найти в самых модных европейских интерьерах и коллекциях.

Китайская эстетика до сих пор вдохновляет дизайнеров. В домашних коллекциях Ralph Lauren, Armani Casa из сезона в сезон кочуют вещи с ярко-выраженным ориентальным акцентом.

Обои и текстиль с пионами, драконами, птицами есть в коллекциях лучших европейских производителей, например у De Gournay, Paul Mongomery, Cole&Son. Перед такой красотой сложно устоять. Но держите себя в руках, одевать всю комнату в такие обои и ткани все-таки не стоит. Пусть это будет одна стена или даже ее фрагмент.

Вещи в духе шинуазри прекрасно сочетаются со спокойной классической мебелью и декором и идеально подходят на роль ярких акцентов. Они делают интерьеры сложнее, многослойнее, изысканнее.

Шинуазри – классика, которая никогда не выходит из моды, однако у каждого времени есть свои любимые предметы в китайском стиле.

Так, последние несколько лет небывалой популярностью пользуется китайский садовый табурет. Это компактный и полезный предмет интерьера. Его можно задействовать как в саду, так и в помещении, использовать как табурет, столик, как подставку или тумбочку. Расцветки очень разнообразны, неудивительно, что декораторы просто влюблены в такие табуреты и активно задействуют их в своих проектах.

Среди хитов нашего времени – китайские чайные вазы – те, что с крышками. Очень актуальны лаковые шкафы на кривых ножках, комоды, консоли. После долгих лет забвения вернулись в моду ширмы.

Разнообразная палитра только добавляет всем этим вещам популярности: они бывают ярко-алыми, освежающе-зелеными, бирюзовыми – то, что надо для создания яркого цветового акцента.

Предметы в духе шинуазри хорошо вписываются в модную концепцию Global chic, когда интерьер построен на сочетании разной этнической мебели и предметов декора, словно все это – вещи из путешествий, привезенные с разных концов света.

Шинуазри – стиль полностью изобретенный, все в нем немного театрально, немного чересчур, поэтому очень важно дозировать его присутствие в обстановке. Даже если птицы, пионы, пагоды и яркие лаковые шкафы нравятся вам ничуть не меньше, чем французам в XVII веке, постарайтесь все же не переборщить с китайщиной.

 

 

Наверх
  • Рейтинг: 3.86
  • Голосов: 28
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Средиземноморье
  • «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» – эту нехитрую истину с давних пор подтверждали ахейцы и троянцы, византийцы, мавры, тюрки и евреи, в общем, все предприимчивые и теплолюбивые граждане, осевшие на берегах Средиземного моря. Не было края слаще, и нет земли желаннее – за тысячелетия приоритеты не поменялись.
  • Минимализм
  • Если вы никогда не замедляли шаг у лотков с сувенирами, нервируете друзей своей страстью к порядку и считаете, что вещь нужно выбросить, если она не пригодилась вам в течении года, возможно это стиль – для вас.
  • Бетон в интерьере
  • Бетон – настоящий герой индустриального века. Вера Павловна из романа «Что делать?» видела в своих знаменитых снах будущее из стекла и металла. Но даже смелый гений Чернышевского не мог предположить, что возможно такое смелое сочетание, как стекло и бетон.
  • Россия
  • О самоваре из Китая, матрешке в Париже, первом дачнике Петре и последней версии резиновой калоши – перечислим все свое, родное, прославившее Россию далеко за ее пределами.
  • Прованс
  • Нет более заманчивого уголка на свете, чем южное побережье Франции. Сюда как магнитом тянуло художников и кинозвёзд, завоевателей и банкиров. Сложившийся здесь стиль интерьера – один из самых эффектных и трудно достижимых. Хотя сами аборигены относятся к своему краю без снобизма – ведь прованс в переводе с французского значит просто «провинция».