Стили / Arts & Crafts. Искусства и ремесла
Arts & Crafts. Искусства и ремесла

Arts & Crafts. Искусства и ремесла

Мы, люди живущие в цифровую эпоху, страшно истосковались по рукотворным вещам. То и дело слышно, что возрождают ремесленные традиции, невероятный подъем переживает хэнд-мейд и формат «сделай сам». Не удивительно, что и в интерьерах все чаще обращаются к мотивам Arts&Crafts – английского стиля, воспевающего красоту ручного труда.

Arts&Crafts, или движение «искусств и ремесел», возникло еще в викторианской Англии в ответ на появление промышленного ширпотреба, массы безликих вещей, созданных машинами.

Поэта и художника Уильяма Морриса удручало конвеерное производство и тяготил избыточный декор викторианства. Вдохновленный идеями художников прерафаэлитов и теоретика искусств Джона Рескина,
он придумал движение Arts&Crafts.

Моррис и примкнувшие к нему единомышленники – художники, дизайнеры, архитекторы, ремесленники и писатели – стремились вернуть красоту в повседневный быт, а себе – утерянное ощущение радости от самого процесса труда.

Все что делали Моррис и сподвижники они делали вручную, из природных материалов, их произведения были лишены вычурности викторианской эпохи, в них не было ничего лишнего.

На волне движения стали возрождать ремесла: витражную роспись, вышивку, ручное изготовление мебели, гобеленов и тканей.

Разумеется свой собственный дом Моррис тоже спроектировал в соответствии с принципами движения «искусств и ремесел». Это «Красный Дом» в графстве Кент, где все – от мебели до декора было сделано руками Морриса и его друзей.

Интересно, что оригинальные идеи движения просуществовали в Англии совсем не долго. Из-за ручного производства они обходились слишком дорого и были основательно забыты уже к 1915 году. Зато в Америке, где успел побывать и Моррис, этот стиль быстро прижился и просуществовал до 1930−х годов под названием «миссионерский».

Основной фигурой движения по эту сторону Атлантики был мебельщик Густав Стикли. Вспомните фильм База Лурмана «Великий Гэтсби»: коттедж Ника Каррауэя наполнен мебелью, выполненной в классической манере Густава Стикли, и множеством предметов в духе Arts&Crafts. А в небезызвестной саге «Сумерки» главный герой вообще собственноручно изготавливает кровать для своей любимой, причем по словам художника-постановщика, идея навеяна именно стилем Arts&Crafts, популярном в Америке начала XX века.

Сегодня интерес к Arts&Crafts снова оживает. Но чтобы получить право на существование в XXI веке, ему пришлось пойти на некоторые уступки.

Совсем не обязательно, чтобы ваш столик или сундук были сделаны вручную, однако выглядеть они должны так, как будто это ручная работа.

То же и с окрашиванием деревянных панелей: если во времена Морриса это было бы совершенно неуместно, ведь вся ценность дерева виделась как раз в его натуральных оттенках и формах, то сегодня вполне допустимо использовать и окрашенное дерево: но только в фирменные тона стиля: темный орех, оливковый зеленый, терракотовый или глубокий синий.

Тем не менее, основные слагаемые стиля остались неизменными. Мебель в стиле Arts&crafts – деревянная, чаще всего дубовая. Линии четкие, формы правильные, лаконичные. Для декора мебели часто используют металл, кожу, текстиль, как на знаменитом моррисовском кресле, украшенном медной фурнитурой.

Довольно холодную, темную мебель в духе Arts&Crafts «утепляют» светом: настольными и напольными лампами и люстрами. Настоящая класска жанра – светильники в стиле мастера Луиса Тиффани, особенно так называемое «радужное стекло Тиффани» или стекло под слюду. Вообще, всевозможные декоративные элементы из стекла, особенно, витражи – еще один характерный сюжет в интерьере Arts&Crafts.

И конечно орнаменты. Именно они – лицо стиля. Богатое наследие Уильяма Морриса не забыто и по сей день. Обои и ткани с оригинальными принтами художника или вариации на тему выпускают такие фирмы, как Morris&Co, Zoffany, Cole&Son, Watts of Wesminster, Lewis&Wood.

Еще один пункт обязательной программы – настенные панели и полы из дерева, желательно, темных тонов.

И куда же в английском интерьере без камина! Дизайнерская мысль последователей Arts&Crafts воспринимала камин как нечто само собой разумеющееся. Сегодня с камином дела обстоят сложнее, но выход всегда есть. Например компания Bisazza выпускает мозаичное панно с горящим камином и с точной копией одного из орнаментов Морриса.

Ощутить себя последователем Морриса и погрузиться в стиль той эпохи можно самостоятельно с помощью трафаретов, которые выпускает Stencil Library. Мотивы аутентичные, моррисовские.

Мебель, предметы декора, а также настенные и напольные покрытия в стиле Arts&Crafts можно встретить и в московских салонах, таких как «Английские интерьеры ROSBRI», Салон «Грета Вулф», «Английские интерьеры» и др.

Выбор велик, поэтому важно помнить главное правило деятелей Arts&Crafts, которое гласит: «не держите у себя в доме ничего, что вы не считаете полезным или прекрасным».

 

текст Алиса Голованова

Наверх
  • Рейтинг: 5.75
  • Голосов: 16
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Африка
  • Любовь к Африке – прерогатива тонких и возвышенных натур. Сто лет назад французские мансарды, где обитали художники, были просто завалены африканскими статуэтками. Говорят, Пикассо списывал с них своих «Авиньонских девушек» – эта картина оказалась программной для всего кубистского движения.
  • Ар нуво
  • Стиль ар нуво возник как реакция на жестокость индустриальной эпохи. Его лозунг – «красота против машин». В наше время интерьер в стиле ар нуво – прекрасное убежище, где можно спрятаться от агрессии внешнего мира.
  • Россия
  • О самоваре из Китая, матрешке в Париже, первом дачнике Петре и последней версии резиновой калоши – перечислим все свое, родное, прославившее Россию далеко за ее пределами.
  • Лепной декор
  • Какой совет можно дать тем, кто интересуется лепниной? Не разрушайте старую и клейте новую!
  • Средиземноморье
  • «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» – эту нехитрую истину с давних пор подтверждали ахейцы и троянцы, византийцы, мавры, тюрки и евреи, в общем, все предприимчивые и теплолюбивые граждане, осевшие на берегах Средиземного моря. Не было края слаще, и нет земли желаннее – за тысячелетия приоритеты не поменялись.