Стили / Индия
Индия

Индия

Есть страны, обладающие совершенно неповторимой магией: в таких местах измученные стрессом горожане обретают душевный покой, заядлые трудоголики выкидывают мобильный телефон, а приземленные курортники переживают просветление и второе рождение. Одно из этих мест – Индия, «печень» Земли и магнит для всех, кто продолжает верить в чудеса.

В Индию нельзя ехать на неделю – боль от расставания с этой страной перекроет удовольствие от пребывания. В Индию невозможно съездить всего один раз – при первой возможности вы обязательно повторите свое путешествие. А побывав там, постараетесь увезти кусочек индийского счастья – от распрекрасной, невероятно дешевой футболки с затейливой мандалой до роскошного мебельного гарнитура, украшавшего когда-то дворец какого-нибудь махараджи.

Мода на Индию не проходила никогда – она накрывает весь остальной мир тотально и с завидным постоянством. Первыми на Индию «попали» англичане, попытавшиеся навести здесь в колониальную эпоху свои порядки и просто растворившиеся в культуре этой страны. Сами британцы даже не подозревают, насколько глубоко вошла Индия в их собственный быт и привычки. Все, что их окружает дома, всегда с индийским налетом, все, что они считают исконно английским, – на самом деле индийcкoe, например традиционное чаепитие в пять часов. А их (и вообще европейский) интерьер уже никак не может обойтись без слоников, резных ширм, тиковых скамей и плетеных кресел.

В двадцатом веке Запад заболевал Индией неоднократно – начинaя с эпохи хиппи (ситары, благовония, бусы из самоцветов), проходя через бодрые 80−е (батики, марлевки, Радж Капур и все индийское кино) и заканчивая 90−ми (кришнаиты и аюрведа). Не успели мы освободить комоды от слоников, как в Европу и Россию повезли настоящую индийскую мебель, закончилась мода на темное дерево с инкрустацией – появилась мода на Болливуд с его кричащими красками, отгремел Болливуд – пришла пора йоги и здорового образа жизни. Как ни повернись, индийская тема всегда актуальна. 

Индийские вещицы вносят в дом необходимую романтику, долю остроты и привкус специй, запах дальних странствий и мечту о счастье.

К слову, делать интерьер целиком индийским совсем необязатeльнo и даже нежелательно: можно легко перегрузить помещение, «переукрасить». Лучше всего выбрать несколько наиболее близких вам предметов и сочетать их с элементами современной обстановки. Между прочим, получится совершенно по-индийски: ведь это единственная страна, где крестьянки в сари узнают цены на кур по интернету, где современные компьютеры стоят на колченогих столах ручной работы, а IQ простого деревенского школьника во многом превышает способности западного студента.

Конечно, сложно повторить в городской квартире особенности индийской архитектуры — резные колонны, ниши, узорчатые арки. Если очень надо, можно выстроить все это из гипсокартона или нарисовать прямо на стене, но зачем? Не в арках ведь дело. Лучше обратить внимание на индийскую мебель – функциональную и причудливую одновременно. В конце 90−х ее только начали привозить в Москву, и стоила она неправдоподобно дешево (то есть близко к изначальным ценам). С тех пор индийская тема оказалась хорошо раскрученной, и оторвать экзотический деревянный резной столик за 100 долларов теперь вряд ли удастся. Зато и покупатель пошел более просвещенный, знает, что взамен разграбленных и вывезенных дворцовых интерьеров индийский ремесленник искусно настругает и состарит множество новых, но не отличимых от старых предметов.

И продаваться все это будет как антиквариат – по соответствующим ценам.

Поэтому главный закон любителя индийской мебели: чем эта мебель проще по происхождению, тем лучше. Доказательств того, что вот такой стол стоял у бомбейского махараджи, вы все равно не найдете, между тем столы и стулья, сработанные деревенским ремесленником для себя и с любовью, выглядят ничем не хуже.

Можно польститься на сундуки, шкафы с решетчатыми дверцами (как правило, современные вариации шкафов намного меньше тех, что украшали покои махараджей), прекрасные резные ширмы, необыкновенные столы и столики. Последняя категория особенно разнообразна и востребована: например, вы можете найти рельефную столешницу, разделенную на несколько квадратов – в эти квадраты-углубления кладутся какие-нибудь предметы – «секретики», а сверху вся композиция накрывается стеклом.

Есть столики – бывшие слоновьи седла, есть столики – бывшие повозки, с которых просто сняли колеса. Все эти причудливые вещи хорошо сработаны, украшены, иногда инкрустированы верблюжьей или слоновьей костью, всегда – заклепаны или окаймлены металлическими полосами, защищающими дерево от термитов и влажного климата. Поставьте такой столик в гостиную – он будет центром притяжения для всей семьи и гостей, главное – не удариться о тяжелые низкие края неправильной формы.

Еще одна «фишка» современного интерьера – резные индийские двери. Их можно использовать как по прямому назначению, так и в качестве столешницы. Что и делают наши соотечественники, вывозя эти двери с их исторической родины в буквальном смысле на собственной спине.

Индийские ткани – альтернатива для тех, кто пока еще не замахнулся на мебель. Насколько они хороши, говорит тот факт, что все известные декораторы ездят на полуостров Индостан при каждом удобном случае. Нет более красочного и разнообразного текстиля, чем индийский. Первым номером идут сари – отрезы длиной 5−8 м и шириной 110 см, которые индийские женщины с достоинством носят, а мы развешиваем на окнах. Из одного шелкового сари можно сделать две занавески или подобрать два отдельных отреза, которые могут слегка отличаться друг от друга. Совершенно недороги и симпатичны местные покрывала, расшитые бисером и зеркальными пайетками (индусов хлебом не корми, дай что-нибудь блестящее нашить). Можно накупить декоративных чехлов на подушки в таком же стиле, или тканевых панно, выполненных в стиле пэчворк.

Особняком стоят красочные индийские ковры, которые в любом случае будут дешевле персидских или турецких, и роскошные кашемировые шали – настоящие произведения искусства, место которым – в рамке на стене или в исключительном случае на столе в виде декоративной скатерти. Конечно, настоящий кашемир, ткань, сотканная из подшерстка диких коз (shahtus), встречается редко и стоит очень дорого. Шали из шерсти домашних коз, так называемые пашмины, гораздо более демократичны. А главное, нам всем хорошо знаком основной орнамент знаменитых индийских шалей – boteh, он же пальмовый лист, он же огурец, долгое время украшавший и ивановские ситцы, и павлопосадские платки.

В довершение восточного праздника повесьте фонарь из цветного стекла, расставьте металлическую посуду с чеканкой и водрузите на видное место клетку с попугаем. И наслаждайтесь правильным мироустройством и неспешным течением времени так, как это умеют делать только жители Индии.

По материалам журнала «Квартирный ответ»

Наверх
  • Рейтинг: 5.55
  • Голосов: 20
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад